Сайт Храма Николая чудотворца в г.Пенза

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.


Тропарь воскресный, глас 5

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным Воскресением Своим.




Кондак, глас 4

Душевныма очима ослеплен, / к Тебе, Христе, прихожду, / якоже слепый от рождения, / покаянием зову Ти: / Ты сущих во тьме Свет пресветлый.


Сегодня, возлюбленные братия, читано было Евангелие от Иоанна о исцелении Иисусом Христом слепаго от рождения: вы слышали эту божественную повесть. Господь, Свет мира, совершил это великое чудо так : плюнув на землю, Он сделал брение из плюновения, т. е. раствор земли с влагою, и помазал брением глаза слепому, сказав : пойди, умойся в купальне Силоам (что значит : посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Иоан. 9, 6-7). Но, что еще важнее, этот слепец прозрел и душевными, не только телесными очами. Он уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия и Спасителя мира, к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями, не веровавших в Господа при всем множестве чудес Его, явно свидетельствовавших о его Божественном всемогуществе. Это обстоятельство, т. е. неверие ученых и знатных евреев в Иисуса Христа, как в Богочеловека, подает мне повод побеседовать с вами кратко о слепоте душевной, которая гораздо опаснее и более достойна сожаления, а иногда и слез, чем слепота телесная.

Зрение есть благороднейший член нашего бреннаго тела и оно доставляет человеку величайшую пользу и удовольствие, как это всякому из нас известно, и лишиться зрения значит лишиться едва не половины жизни своей: не видеть солнца, не видеть никого и ничего, ни себя, ни других , ни того, что около нас , не видеть красоты неба и земли, ни всего, что на небе и на земле и на море, да это почти то же значит , что быть мертвецом . Но, братия и сестры, человек , одаренный от Творца разумною душою, способною познавать истину, которая есть жизнь ея, и по гордости, своенравию и упорству не хотящие познать ее, идущий на перекор своему разуму и совести и Богу и людям , — не есть ли несчастнейший слепец , вольною волею несчастный, злостно несчастный, который сам добровольно употребляет во зло величайший дар Божий человеку — разум и свободную волю, отличающия его от всех животных безсловесных , не есть ли он неблагодарнейшее животное, пред своим Творцом , поносящее чудные дары Его Своим разумным тварям ? Не есть ли добровольный глупец или безумец , извративший сам богодарованную мудрость в безумие и называющий — добро злом или доброе лукавым и лукавое добрым , сладкое горьким и горькое сладким ? А таковы были во время земной жизни Иисуса Христа фарисеи и книжники и сами первосвященники и старейшины народа израильскаго; видя чудеса Иисуса Христа, совершаемыя в народе, чудеса самыя благодетельныя, слыша Его премудрое, спасительное учение и видя жизнь Его вполне праведную, святую, примерную, они приписывали чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Его, поносили Его и безумцем и бесноватым и льстецом или обманщиком и, наконец , как бунтовщика злодея, предали позорной казни святейшаго всех святых , Сына Божия. Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякаго отвращения, горьких слез ? Ибо человек , слепотствующий душою по гордости и упорству, есть самый несчастный, как верная добыча ада, как сатанинское исчадие, напитанное гордостию и злобою отца своего диавола. Это-то вот и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными чудесами. Такому человеку нет прощения ни в сем , ни в будущем веке (ср. Матф. 12, 32), не потому, чтобы грехи наши побеждали человеколюбие Божие, но потому, что сам человек в гордости, упорстве, злобе, лжи и нераскаянности погибает . Что же раждает в человеке такую слепоту? Отчего она? — От крайняго самолюбия, гордости и самомнения, от злостнаго расположения сердца, от зависти и от всегдашней сытости и пресыщения. Яде и насытися: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворившаго его (Втор. 32, 15), говорит Писание. Таких вольных слепцов , сынов погибели, есть много и в наше время, как были они всегда. В наше время этих вольных или либеральных слепцов производит или вольная, не по разуму евангельскому наука, поучающая, что все в мире произошло само собою, по природе, что человек , как чадо природы, исчезает со смертию своею, что якобы не будет воскресения и суда и инаго века безконечнаго, — или либеральные разговоры и, вообще, сообщество и беседа с легкомысленными, неверующими людьми или довольная, беззаботная, развеселая жизнь, исполненная ежедневных беззаконий и пороков , в которой погасает и последняя искра христианская. Еще ожесточенных слепцов душевных пораждает озлобление и отчаяние, непокорность существующим властям , неистовое, нелепое намерение поставить на своем , осуществить свои нелепыя идеи или планы и намерения. Таковы нынешние анархисты или нигилисты, которые в слепоте своей думают пересоздать, переворотить общество по своему, воображая, что их планы наилучшие и принесут величайшую пользу народу — едва не золотой век . Сами окаянные идут прямо в ад и ничего, кроме зла и пакости не делают , а мечтают о какой-то пользе народу. Чего же от них добраго можно ожидать? Дерево узнается по плодам , а нигилисты по своим адским делам . Боже, сохрани народ православный от таких вожаков!

Братия! бегите от этой слепоты и от всякой слепоты, которая раждается от греховных страстей: самолюбия, самомнения и гордости, злобы, зависти, своенравия и упрямства, пьянства и невоздержания, корыстолюбия, блуда и непотребства, уныния и отчаяния. Аминь.

Крестный ход в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом.




<< Вернуться назад

<