Сайт Храма Николая чудотворца в г.Пенза

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

14 мая 2017г.

Кондак Недели о самаряныне, глас 8:

Верою пришедшая на кладязь самаряныня/ виде Тя премудрости воду,/ еюже напоившися обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.


Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики пошли «в город купить пищи», к колодцу за водой пришла женщина, и Господь заговорил с ней.

Ученики вернулись, женщина к этому времени ушла, а Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, напоминают спелые зерна, уже готовые отделиться от колоса и войти в Господню житницу.

Разговор начался с того, что Иисус попросил пить. И другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры. Но эта удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». Этот вопрос был первым зерном в Господню житницу. Он обнаружил, что для самарянки есть нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы. И она удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их?

Если бы женщина просто дала Ему воды, разговор так и не возник бы. А теперь Господь продолжает: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду…»

Женщина удивилась: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?..» В этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А это уже второе зерно в житницу Господню: женщина с благодарностью помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, от кого что унаследовала.

Но вот Господь говорит нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь, в пустыне, у Него Самого есть живая вода, и кто будет ее пить, «тот не будет жаждать вовек», и вода эта сделается в нем «источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина не приняла всерьез, и шутливо попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Господь, непонятно к чему, сказал: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина», желая прекратить этот странный разговор, «сказала в ответ: у меня нет мужа». И тут Иисус сразил ее: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Женщина сразу поняла, с Кем имеет дело, и воскликнула: «Господи! вижу, что Ты пророк». Пророку открыто больше, чем другим, и пророка спрашивают о самом главном. О чем же спрашивает самарянка? — «Господи!.. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». И это — третье зерно в житницу Господню, потому что далеко не для всех главный вопрос жизни — где и как служить Богу.

Господь открывает, что приближаются времена, когда все «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». И женщина сразу говорит Ему на это: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». — Здесь женщина обнаружила свое сокровенное ожидание грядущего Спасителя мира, Который все возвестит и совершит. Это — четвертое зерно.

Господь на ее слова прямо сказал: «Это Я, Который говорю с тобою». Женщина и тут обнаружила новое, пятое зерно своей духовной зрелости: едва услышав последние слова, она, ничего более не говоря, оставила все, быстро «пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»

Ученики, между тем, принесли еду и «просили Его, говоря: Равви! ешь». Но Иисус сказал: «У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». А в чем эта воля? — Впоследствии Господь скажет: «Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6,39). И еще скажет: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18,14).

В Самарянке Господь нашел такую душу, которая, хотя и была еще во мраке неправой веры и неправедной жизни, но едва луч Христова света коснулся ее, весь мрак тут же рассеялся. И она, до сих пор чужая, в один миг стала ближе тех, кто казался своими…

Ученики принесли есть, но Господь не мог и думать о телесной пище; Он уже напитался беседой с самарянкой, потому что истинная пища для Его премудрости и благости — вопрошения жаждущей истины души.

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в нашем храме совершались две Божественные литургии.

Раннюю литургию возглавил настоятель нашего храма протоиерей Александр Филиппов в сослужении протоиерея Антония Шварева и диакона Александра Хохлова.

Позднюю литургию возглавил клирик нашего храма иерей Михаил Саратян в сослужении иерея Сергия Белякова и диакона Александра Хохлова.

Богослужебные песнопения исполнил хор нашего храма под управлением регента Анны Лазаревой.

Проповедь для прихожан произнес протоиерей Александр Филиппов.

По окончании Божественной литургии настоятель нашего храма протоиерей Александр Филиппов возглавил пасхальный крестный ход вокруг храма.




<< Вернуться назад