Сайт Храма Николая чудотворца в г.Пенза

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.


Тропарь воскресный, глас 5

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным Воскресением Своим.




Кондак, глас 4

Душевныма очима ослеплен, / к Тебе, Христе, прихожду, / якоже слепый от рождения, / покаянием зову Ти: / Ты сущих во тьме Свет пресветлый.


Господь сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9,39). И сегодняшние чтения показывают два противоположных примера такого суда.

Однажды, увидев на улице человека, который от рождения был слеп, ученики спросили: «Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Мы знаем, что Исав еще во чреве матери заслужил ненависть, а Иаков — благоволение (Рим.9,13). Иоанн Креститель, будучи во чреве матери, взыгранием приветствовал Деву Марию. Очевидно, и слепорожденного Господь еще в материнском чреве предузнал и счел достойным, чтобы чрез него явить миру пример как Божественной целительной силы, так и не менее чудесного человеческого духовного прозрения.

Господь ничего предварительно не сказал слепцу, ни о чем не спросил. Он смешал землю со слюной, помазал ему глаза и сказал: «умойся в купальне Силоам». Слепой чувствует, как ему чем-то залепили глаза, с доверием отправляется к источнику, не спрашивая, для чего это надо. Затем он чувствует прикосновение воды, и вдруг ему открылось то, о чем он не мог и подозревать. На его глазах как бы совершилось творение мира!

И далее он поступает как вполне духовно зрячий, понимающий, что от чего бывает. Не удивительно, если бы он совсем потерялся, и не смог ни с чем связать то, что с ним произошло. Но когда его спросили: «как открылись у тебя глаза?» — он спокойно сказал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: пойди в купальню Силоам, и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».

И он твердо стоял на своем, когда его повели к фарисеям. Там его спрашивали с пристрастием. Слепой ничего особенного не слышал от Иисуса, но когда фарисеи спросили, что он сам думает о Нем, — ответил: «это пророк». Ему говорят: «Мы знаем, что человек тот грешник». Но он не дает запутать себя: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу». И как ни пытаются его сбить, доказывая, что Иисус не от Бога, и вообще неизвестно откуда, истинно прозревший твердо стоит на своем: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Когда же он был выгнан, Иисус нашел его и сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему». Истинное прозрение всегда завершается поклонением Богу.

А в книге Деяний — совсем другой пример. В Филиппах была женщина, «одержимая духом прорицательным». Эта женщина в течение многих дней ходила за Павлом и его спутниками и «кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Казалось бы, вот истинное духовное зрение! Но «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час».

Почему Павел так поступил? Известная прорицательница многих бы могла привести к Апостолам.

Дело в том, что женщина, хотя и говорила правильные слова, но по сути она лгала. Ведь если здесь рабы Бога Всевышнего и путь к спасению, то почему же ты ходишь не с ними, а только за ними?..

Для славы Христовой лучше быть изгнанным с бесчестием, как прозревший слепец; лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как Павел, — чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения.

В Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в нашем храме совершались две Божественные литургии.

Раннюю литургию возглавил настоятель нашего храма протоиерей Александр Филиппов в сослужении протоиерея Антония Шварева и диакона Александра Хохлова.

Позднюю литургию возглавил клирик нашего храма протоиерей Михаил Саратян в сослужении иерея Сергия Белякова и диакона Александра Хохлова.

Богослужебные песнопения исполнил хор нашего храма под управлением регента Анны Лазаревой.

Проповедь для прихожан произнес протоиерей Александр Филиппов.

По окончании Божественной литургии настоятель нашего храма протоиерей Александр Филиппов возглавил пасхальный крестный ход вокруг храма.




<< Вернуться назад