Сайт Храма Николая чудотворца в г.Пенза

Неделя 5-я Великого поста, преподобной Мирии Египетской.

29 марта 2015г.

Тропарь воскресный, глас 1:

Камени запечатану от иудей, / и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл еси тридневный, Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, // слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.




Братья и сестры! Сегодня Неделя 5-я Великого поста — преподобной Марии Египетской, которая является образцом истинного покаяния и борьбы с грехом. Жила Мария в середине 5 века и в 12-летнем возрасте пришла в Александрию, где сделалась блудницей. Но по воле Божией оказалась в Иерусалиме, в храме Креста Господня, куда её не пускала невидимая сила. Потом, войдя в притвор, перед иконой Богородицы, она услышала глас, повелевший ей следовать в Иорданскую пустыню: И там обретёшь покой, — было сказано ей. Мария послушалась и ушла в пустынножительство. Проведя десятилетия в борьбе со страстями, она обрела святость, сила Божия преобразила её душу и тело. Причастившись святых Христовых тайн, в ночь Спасительных страстей Христовых, преподобная отошла ко Господу. По молитвам прп. Марии Египетской многие избавляются от губительной блудной страсти.

В сегодняшний день мы слышим также на Литургии последние новозаветные чтения перед Лазаревой субботой, с которой пойдет уже точный отсчет последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Подведем некоторые итоги того, что мы за это время услышали.

В первую субботу поста строго-настрого напоминалось, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Пост должен укреплять духовные силы и не подрывать сил физических. Он должен помогать думать о Боге, а не о чреве. Какая польза, если из последних сил угнетаем себя постом, и при этом мечтаем только о том, когда же он, наконец, кончится.

В первую неделю Господь обещал не оставлять нас и всячески укреплять: «Увидишь больше сего», — сказал Он Нафанаилу (Ин. 1, 50—51). И мы видели, как Он единым словом очистил прокаженного (Мк. 1, 40—42), исцелил бесноватого. Ученикам же Своим Он при этом сказал, что и они тоже смогут совершать такое, если будут укрепляться «постом и молитвой» (Мк. 9, 29).

Мы видели, как Господь исцелил расслабленного, принесенного на одре, и попутно напомнил, как важно собираться и молиться вместе и друг за друга, поддерживать и помогать друг другу. Ведь и расслабленного Господь исцелил, «видя веру» всех, кто потрудился ради него.

Господь предостерегал от возношения и от самообольщения. Считающие себя духовно здоровыми и праведными сразу выпадают из числа тех, к кому пришел Господь (Мк. 2, 14—17). Но как трудно победить желание — быть первым! Даже узнав о предстоящей катастрофе, ученики протискиваются поближе к Господу, чтобы сесть «одному по правую сторону, а другому» хотя бы «по левую в славе» Его. И Господь снова напоминает главное правило, которое никогда не подведет: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом». Об этом Господь говорил и в самой середине Великого поста: «Кто хочет душу вою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34—35).

И еще сегодня мы слышали притчу о том, как «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели, чем заплатить, он простил обоим». И — вопрос: «который из них более возлюбит его»? Разумеется, «тот, которому более простил». Мы же с вами весь пост молили Господа: «даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». И если в начале мы думали, что нам прощено пятьдесят динариев, а теперь поняли, что — все пятьсот, значит, время Великого поста прошло для нас не напрасно.



<< Вернуться назад

<